"Не профессия выбирает человека, а человек профессию" (древнегреч. философ Сократ)
Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школи с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональное просвещение.
- Профессиональная диагностика.
- Профессиональная консультация и др.
Формы профориентационной работы в школе:
Работа с учениками:
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Официальные документы
Официальные документы
Буклет для поступающих об "Академии гражданской защиты МЧС
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2013 года № 390/985 "О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи" ссылка
Диагностические методики для профориентационной работы:
Дифференциально- диагностический опросник «Я предпочту»
Матрица выбора профессии, Матрица выбора профессий
Тест «Коммуникативные и организаторские склонности», Тест «Коммуникативные и организаторские склонности»